Музыка

Уроки музыки в пятом и шестом классах

Алматинская область. город Талдыкорган                   Средняя школа-гимназия №10 имени Ч.Валиханова, учитель музыки СШГ №10   Ладо Наталья Николаевна

Уроки музыки в пятом и шестом классах

В подростковом возрасте часто наблюдаются повышенная эмоциональная возбудимость, неуравновешенность, несдержанность, частая смена настроений и проистекающая отсюда недисциплинированность. Велика роль музыкального воспитания в руководстве эмоциональной жизнью подростка. Хоровое исполнение интересного песенного репертуара, слушание музыкальных произведений помогают направлять развитие эмоций учащихся по должному руслу.

Более устойчивыми и вместе с тем разнообразными становятся интересы подростков. События общественной жизни встречают у них живой отклик. Это необходимо учитывать на уроках музыки.

Урок пения не должен быть оторванным от жизни. Разучивание разнообразного песенного репертуара, проведение увлекательных бесед должны в известной мере отражать события наших дней. На развитие интересов подростка большое влияние оказывает качество преподавания. Известно, что уроки пения успешно  проходят там, где учитель владеет своим голосом, инструментом, умело руководит хором, систематически готовится к урокам. Все это помогает привить учащимся любовь и интерес к музыке.

Большую роль в повышении заинтересованности учащихся играют личные успехи в изучении того или иного предмета, тогда как неудачи влекут за собой разочарование и незаинтересованность… Передовые учителя пения, работая со всем классом, ведут большую работу с отстающими.

Чтобы вовлечь отстающих в активное слушание и исполнение музыки, надо прежде всего возбудить у них интерес и любовь к этому предмету. Осуществить эту задачу учителю поможет отбор разнообразного песенного репертуара с учетом интересов подростков, проведение интересных бесед, показ музыкальных произведений, использование различных методических приемов с учетом возросшей сознательности учащихся. Необходимо сочетать коллективную работу с постоянным изучением индивидуальных особенностей каждого ученика.

Урок должен быть четко организован по времени, по распределению видов работы: распевание, слуховые упражнения, нотная грамота, разучивание песни, беседы, слушание музыки, повторение разученных песен. Со звонком класс должен являться на урок. Вход и выход должны быть организованы. У каждого учащегося на уроке музыки должно быть постоянное место. Перед началом урока следует проверить по журналу присутствующих. Это повышает ответственность учащихся и помогает учителю лучше узнать и запомнить каждого ученика.

Значительное место в системе хорового обучения в школе занимают упражнения, содействующие постепенному и последовательному усвоению различных певческих навыков. Вокально-хоровые упражнения, так называемые распевания, содействуя укреплению певческих навыков, подготавливают голоса учащихся к разучиванию и исполнению песен.

Упражнения могут быть построены на отдельных звуках, звукорядах, трезвучиях, коротких мелодиях или на отрывках из разучиваемых песен. Готовясь к разучиванию новой песни, учитель может заранее предусмотреть возможные трудности и наметить для их преодоления наиболее полезные упражнения. Так, например, усвоению правильного дыхания в песне Мурадели «Мир нужен всем» может помочь пение этой песни как распевание в начале урока закрытым ртом или на какой-либо слог с единовременным вдохом в конце двухтактовых фраз.

Важнейший принцип распевания — комплексность, т. е. каждое распевание, помимо отработки какого-либо определенного певческого навыка, должно отвечать и задачам тренировки остальных вокально-хоровых навыков: дыханию, звукообразованию, дикции, строю, ансамблю. Надо учесть, что распевание только в том случае достигает цели, если оно выполняется при максимально собранном внимании учащихся.

Одним из обязательных условий хорошего звучания хора является правильная певческая установка. Очень часто учащиеся не умеют принимать и сохранять певческую установку во время пения. Учителю необходимо постоянно следить за тем, чтобы учащиеся во время пения держали корпус и голову прямо, чтобы они не поднимали плеч при вдохе, чтобы руки свободно лежали на коленях (во время пения сидя) или были опущены (при пении стоя).

Большую роль в хоровом пении приобретает дыхание. Хорошее звучание хора, чистая интонация, выразительное исполнение во многом зависят от степени владения правильными приемами певческого дыхания. На первых уроках музыки в V—VI классах следует на упражнениях и песнях закрепить навык одновременного вдоха, вступления и пения на ровном выдохе. Можно дать следующие примеры полезных упражнений на усвоение равномерного выдоха, используемых в школьной практике:

1.     Пение на одном звуке со счетом: коллектив учащихся считает на одновременном выдохе нараспев тихим голосом в медленном темпе на высоте соль или ля первой октавы…

2.     Пение всем коллективом одного звука с закрытым ртом или на какой-либо слог, что помогает лучше услышать собственное пение, точнее слить свой голос со звучанием голосов товарищей и вместе с тем ярче ощутить ровный выдох. Петь с закрытым ртом следует легким, тихим звуком, не сжимая зубов…

3.     Полезно на первых уроках пения разучивать напевные песни широкого дыхания, одноголосные типа «Мир нужен всем» Мурадели, «Висла» — польская народная песня, «Колыбельная» Брамса.

Учащимся свойственно не додерживать последних звуков музыкальной фразы, обрывать концы. Поэтому учитель должен постоянно напоминать, что брать дыхание нужно в начале фразы и додерживать его до конца; дыхание в середине фразы или слова разрывают ее. В отношении вдоха учащиеся должны уяснить себе следующее: при пении вдох короче выдоха. Обычно вдох должен соответствовать характеру исполняемой песни.

Большое внимание необходимо уделять качеству звукообразования. Качество певческого звука в большой степени зависит от певческой установки и навыков дыхания. Но решающее значение в образовании красивого певческого звука приобретает полость рта. Свободно и хорошо открытый рот, активно действующие губы, естественно лежащий язык являются непременным условием правильного звукообразования.

При недостаточной подготовке в начальной школе у учащихся V—VI классов часто наблюдается при пении плохое открывание рта, оттянутые в сторону губы, зажатая нижняя челюсть, вялые, безжизненные губы и язык. Результат этих недостатков — так называемое «белое», «открытое» бестембровое звучание, отсутствие округленных, ясно отличных друг от друга гласных и четких согласных.

С первых уроков, предлагая учащимся одноголосные упражнения, следует вырабатывать светлое, мягкое, легкое округленное звучание при свободном открывании рта на звуках, берущихся без усилия, т. е. на так называемых примарных звуках. Полезно упражнения и песни подбирать с преобладанием движения сверху вниз от звуков соль1, ля1, до2

Такие упражнения и песни помогают найти и услышать головное звучание и перенести его на более низкие звуки. Укрепляя на упражнениях, на песенном материале со всеми учащимися середину диапазона, следует постепенно, очень осторожно расширять диапазон у всего коллектива вверх до до2, ре2, вниз до ре1, до1, причем следить за тем, чтобы высокие звуки не были напряженными, горловыми или носовыми, а низкие звуки не были бы крикливыми и грубыми… .

…Для активизации певческого аппарата большая работа проводится на слогах и отдельных словах с различным сочетанием гласных и согласных.

Пение упражнений и разучиваемых песен на слоги да, ма помогает освободить нижнюю челюсть, научить учащихся открывать рот при пении.

Пение упражнений и песен на слоги ди, зи, ми помогает настроить голоса учащихся на высокое, головное звучание.

Пение упражнений и песен на слог ку помогает округлить звучание и уточнить интонацию.

Сочетание различных гласных в упражнениях развивает артикуляционный аппарат, прививая ему гибкость и эластичность…

У учащихся данного возраста более ярко, чем в начальной школе, выявляется сопрановое и альтовое звучание. Здесь естественно деление на два голоса, в связи с чем двухголосные песни должны занимать большее место в репертуаре.

Двухголосие дает возможность использовать в каждой хоровой партии в целях охраны голоса соответствующий ей диапазон. При этом следует развивать у первых голосов легкое высокое звучание, а у вторых — более компактное, остерегаясь напряженного, крикливого пения…

При совместном пении необходимо развивать у детей внимание и сосредоточенное вслушивание в созвучия. Полезны упражнения с поочередным вступлением голосов. Для достижения стройного звучания необходимо добиваться тихого пения. От выдерживания одного созвучия можно перейти к коротким двухголосным попевкам. Каждый учащийся должен петь свою партию, внимательно прислушиваясь к соседям по своей партии, чтобы не выделяться, и в то же время прислушиваться к партии другого голоса и подстраиваться к ней. Необходимо простые двухголосные упражнения петь по нотам с их названием. В этом случае слуховые восприятия подкрепляются зрительными, что облегчает преодоление трудностей двухголосия…

Все разучиваемые песни необходимо учить по нотам, а особенно это полезно и важно в отношении двухголосных песен. Разучивание по нотам приучает учащихся к сознательному интонированию, облегчает и ускоряет его. (Даже в тех случаях, когда еще нет прочных знаний нот, нотная запись дает представление о направлении движения мелодии.)

При разучивании двухголосных песен очень полезно, когда один голос поет партию со словами, а другой с закрытым ртом или на какой-либо слог. Особенно полезно второму голосу при исполнении своей мелодии со словами услышать мелодию другого голоса, исполненную с закрытым ртом. В совместном звучании обычно второму голосу бывает труднее, чем первому, ориентироваться в звучании и удерживать свою мелодическую линию. Но, когда мелодия первого голоса исполняется другим приемом (например, с закрытым ртом), мелодия второго голоса становится ярче и выпуклее…

В усвоении навыков пения на два голоса особенно большое значение имеет пение без сопровождения. При таком пении повышается качество слухового внимания к чистоте интонации, участники хора лучше слышат себя, своих соседей по партии и пение другой партии. При пении без сопровождения развивается способность сознательного интонирования мелодии, навык выстраивания хоровых созвучий. Особенно ценно, когда это сочетается с чтением нот, с постепенным развитием координации между зрением, слухом и голосовым аппаратом.

В достижении чистоты строя при двухголосном пении особенно важное значение приобретает индивидуальная и групповая проверка. При разучивании трудного места учитель спрашивает по одному из участников каждой партии, а затем по двое сразу из разных партий. Индивидуальный опрос выявляет как ошибающихся, так и правильно, хорошо, чисто поющих. Неточно интонирующие дети часто стесняются петь отдельно, их лучше проверять по группам. Неправильно поющих следует рассаживать между поющими чисто, умеющими удерживать мелодию своего голоса. Слушая правильное пение, неправильно поющие быстрее усваивают правильные приемы дыхания, звукообразования, чистого интонирования мелодии.  Чем лучше учащиеся овладевают певческими навыками, тем больше внимания они могут уделить выразительному исполнению песни. В процессе разучивания песни учитель должен все время помнить, что певческие навыки, которые он прививает учащимся, являются средствами наиболее полного выразительного раскрытия содержания песни. Добиваясь в исполнении песни того или иного характера звука (светлое или прикрытое звучание), дыхания (короткого или длинного), звуковедения (легато или стаккато), единства динамики (усиление, затихание), темпа (ускорение, замедление), учитель должен работать над этими навыками, как над элементами выразительного, художественного исполнения.                                                                                Таким образом, усвоение учащимися вокально-хоровых навыков— это не процесс технического обучения, а результат систематической длительной работы над разнообразным по содержанию и форме песенным материалом программы.

 

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.