Жаңа сабақтар

Курганы Бескарагайского района

КГУ «Экономический лицей» город Семей, ВКО

Учитель истории

Балыкбаева Максат Муканович

Тема: «Курганы Бескарагайского района»

Основной целью моего исследования, являются курганы, расположенные в Бескарагайском районе, так как изучение истории родного государства, немыслимо без изучения истории своей малой родины, района, села, каких-либо малых исторических объектов. Такие памятники, как правило, на виду, но до них, как говорится, не доходят руки, или, же они, при осознании своей значимости начинают, пугать своей глубиной и масштабностью скрытых в них фактах. Актуальность и задачи данной работы несомненны, в эпоху глобализации, вопросы краеведения, изучения родного края приобретают особые значения, ведь многое уже потеряно, потеряны многие факты, нет живых свидетелей, исторические памятники ветшают, разрушаются…, в этих условиях нужно успеть их описать, обратить внимание на них.

Район наш является пограничным в прямом смысле этого слова, во всяком спектре этого слова. Это и граница с Алтайским краем Российской Федерации и природная граница лесных массивов со степными просторами. Долгое время из-за наличия на противоположном берегу реки Иртыш города Курчатова, изучение исторических памятников запрещалось, вот и появлялись «белые пятна» в истории нашего региона.

А историческими местами наш район не обделен, и его история связала прочно с историей нашего государства, сопредельных стран. Мало этого, многие исторические явления и события завязывались и происходили на его территории. Это и джунгарское нашествие 1740-х годов со стороны Семиярки, и основание переселенческих сел и казачьих станиц, события гражданской войны и многое другое.

Целью моего описания являются курганы, точнее захоронения, которые явно принадлежат к кочевой цивилизации и имеют древний возраст. На мой взгляд, они очень интересны по своей структуре и возможно таят в себе множество тайн и загадок. Задачей, которую я ставлю себе это их описание и привитие интереса, что бы специалисты дали им оценку и может быть, провели изучение. Захоронения эти, возможно курганы, представляют собой насыпи из гравия, на поверхности земли высотой около 1-1,5 метра, с провалами посередине насыпи, глубиной около 1 метра, по форме напоминают круг или эллипс, диаметром до 10 метров, размеры их тоже различаются, одни побольше другие поменьше. Находятся они на высоком кряже, на берегу старого русла реки Иртыш и тянутся от с. Грачи почти до с. Черемушки. При рассмотрении их расположения у меня сложилось впечатление, что древние племена сооружали их на высоком месте, чтобы их вожди, жрецы наблюдали прекрасную картину и возвышались над рекой, т. к. внизу у современного русла курганы, захоронения не встречаются. Геологи могли бы помочь установить время изменения русла реки, и появилась бы хоть какая-нибудь хронологическая дата, как поздняя граница возведения данных курганов.

Наибольший интерес представляет захоронение, находящееся у мусульманского кладбища села Грачи, так как он по своему устройству несколько отличается от остальных. Он больше по высоте и по диаметру и имеет ступенчатую структуру. На верхнем ярусе имеется один провал глубиной около 1.5 метра, чуть ниже находятся 3 провала расположенных по кругу, а в третьем (нижнем) ярусе около 10 провалов. Провалы эти характерны почти для всех данных курганов и возникают предположения: 1) курганы по сакскому типу имели деревянную погребальную камеру, которая со временем сгнила и провалилась вниз; 2) курганы в древности подверглись разграблению, хотя видимых следов раскопов не имеют. Возвращаясь обратно в город, от села Грачи до села Черемушки я насчитал не менее 20 курганов и только один не имел на вершине провала. Некоторые курганы имеют ориентированные на 4 стороны крупные разноцветные камни. У меня сложилось впечатление, что сооружением этих курганов на высоком месте, древние жители стремились избавить их от затопления при половодий и при наводнениях.

Многие выдающиеся ученые историки изучавшие историю тюркских народов: А. Гумилев, М. Агджи, Кляшторный и Султанов называют Алтай колыбелью тюркских народов и при рассмотрений карты возникает предположение, что и эти курганы могут иметь отношение к древним сакским или тюркским племенам, ведь по словам выше упомянутых авторов: «Алтай выплескивал тюркоязычные кочевые племена», и можно предположить, что они двигались не только на юг и на запад, но и могли пройти на север и северо-восток, благо, на этом маршруте нет ни высоких гор, ни жарких пустынь, но есть желанная водная артерия — Иртыш.

Данные доводы могут быть подтверждены или опровергнуты при тщательном изучений этих курганов и всей территорий Бескарагайского района по всей ширине от границ Алтайского края до Павлодарской области.

Объект имеющий, несомненно, историческую ценность — Тас Тау, находящаяся на удалении от села Грачи, примерно в 1-1.5км, на запад. Интересна гора и геологической структурой, находится в бассейне реки Иртыш, в старом русле и возвышается над местностью на 20-30 метров. Возникает ощущение, что очень давно Земля выдавила горячую магму, которая застыла, не разорвавшись. С южной стороны видны каменные стены, с северной и восточной стороны она имеет пологий спуск, вытянута с юга на север, примерно метров на 100 метров. Западная сторона более крутая, поверхность горы ровная. На вершине имеются два крупных захоронения, возможно курганы, которые находятся ближе к западной стороне, в середине горы.

У северного края около курганов, оба они имеют провалы на вершине, глубиной около 1 метра, видны остатки какого-то строения (место для жертвоприношения, место для молитв, капище?), отпечаток этого строения хорошо виден в траве-ровный прямоугольник. С западной стороны множество мелких захоронений обложенных камнями, некоторые из них имеют провалы, другие заросли таволгой и травой. Я их насчитал больше 20, возможно их и больше. Панорама с вершины сопки открывается прекрасная, местность просматривается на 360 градусов и дает отличные тактические преимущества. Воображение сразу дает картину: после боя-столкновения на вершине горы были захоронены вожди в курганах, а в малых захоронениях погребены войны-простолюдины.

Гора эта, возможно ранее имела сакральное значение, так как наши родители, даже в советское время, запрещали туда ходить, показывать пальцами в ее сторону, пугали множеством змей и вспыхивающими по ночам огоньками, и в один голос утверждали, что там захоронены очень древние люди. Сколько себя помню, с северной стороны горы растет сосна, ранее она казалась высокой и крупной, ныне дерево молодое с не высокой кроной, высотой 10-15 метров. Бытовало поверье, что дерево это святое, целебное и нельзя ему причинять вред, ломать ветви, ведь при переломе капает кровь. Отвар коры помогает при зубной боли, а смола полезна при кожных заболеваниях. Несомненно, эти утверждения выражение шаманизма и несут оберегательную функцию. Старожилы села Сапарбеков С. и Байдусенов А. подтвердили эти запреты и принадлежность захоронений племенам проживавшим здесь до прихода казахов в15-18 века.

В заключении хотелось бы отметить ряд вопросов, которые возникают при простом осмотре захоронений:

1) Погребения принадлежат кочевым племенам-сакам, кимако-кыпчаков, гуннам?;

2) Захоронения имеют доисламский возраст, в исламе нет традиции обкладывать могилы камнями-по тенгрианским обычаям;

3) Определение примерного возраста захоронений.

По материалам газеты «Рудный Алтай» летом 2016г в Бескарагайском районе были проведены раскопки курганов, кимакско- кипчакского периода, археологом Смагуловым Т.Материал своего исследования применяю на уроках по истории, при изучении культуры сакско — тюркского периода.

Список использованной литературы:

1)Казахи. Историко-этнографическое исследование. Редактор Г. Е. Таижанов. Алматы, 1995 г.

2)Ч. Валиханов. Собрание сочинений. Т.4. Алма-Ата, 1985.

3)М. Аджи. Кипчаки. Алматы, «Аруна», 2006.

4)М. Сарсеке. Родословная таракты и каракесеков. Алматы. Алматы. 1990г.

5)Востров К. М. Муканов. Родоплеменной состав и расселение родов и племен Среднего жуза. Алматы. 1968 г. Алматы. «Наука Казахстана»

6)И. Зырянов. Верхний Иртыш. Алматы. «Казахстан». 1991 г.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.