Без рубрики

Игра в учебном процессе в условиях профессионально – технического образования

Акмолинская область г.Кокшетау
КГУ «Сервисно-технический
колледж №1,г.Кокшетау» преподаватель
казахского языка и литературы высшей категории
Капезова Баян Болатовна

Игра в учебном процессе в условиях профессионально – технического образования

Интерес к игре во все исторические эпохи развития общества не угасает.Люди постоянно проявляют внимание к различным видам игр: одни любят подвижные, другие – спортивные игры; есть игры военные, деловые, дидактические и т.д.

Нас же интересует педагогическая игра, используемая в целях повышения эффективности процесса обучения, заинтересованности в обучении.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители, и педагоги. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотиваций к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Нельзя успешно учить учащихся, если они относятся к учению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая потребности в них. Одним из методов формирования мотивации учения, заинтересованности в обучении, эффективности процесса обучения – является педагогическая игра.

Следует отметить, что вопросу значения игры в воспитании и образовании человека уделялось внимание выдающихся мыслителей, педагогов прошлого и современников.

Великий казахский просветитель своего времени Абай Кунанбайулы высоко оценил положительное влияние игр на духовное и физическое развитие человека. Произведения Абая, посвященные этой теме, помогают восстановить историю национальных игр, являющихся составной частью культуры казахского народа.

Интересно отметить, что сам Абай был организатором такой игры как “ Тоғыз құмалақ”.

Занимаются проблемой игры таких видные психологи, как С.Л.Рубенштейн, Л.С. Выготский, П.А. Рудик. Они рассматривают игру как средство воздействия на целостное развитие личности подрастающего человека.

Психолог С.Л. Рубенштейн писал: “Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащения её внутреннего содержания”.

В 60 – 70-е годы ХІХ века великий педагог К.Д. Ушинский громко заговорил о значении игры в умственном и нравственном воспитании детей, отмечая, что в игре формируется не одна какая-то сторона, а весь человек. Особенно он подчеркивал преимущества игры в процессе обучения перед другими видами деятельности. “Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравнили интерес к игре, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями ученья, конечно же преимущество остается на стороне игры”.

Придавая серьезное значение игровой деятельности, К.Д. Ушинский предлагал в учительских семинариях сделать главным предметом – изучение детских игр. И в то же время предупреждал об опасности превращения учебной работы в забаву.

Подчеркивая познавательную ценность игры, А.М. Горький писал: “Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который призваны изменить”. Советский педагог А.С. Макаренко в своей практической работе опирался на связь игры с трудовой и учебной деятельностью. Он стремился “пропитать” этой игрой всю жизнь ребенка, проложить “мостик” от игры к труду: “ Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет”.

Большое внимание вопросам изучения учебного содержания игры уделял В.А. Сухомлинский. Он вел страстную пропаганду внесения игрового начала во всех направлениях школьной работы: “… без игры школа превращается в скучнейшее “казенное” заведение, которое сушит ум и опусташает сердце”. Он видел в игре средство формирования интереса к познанию окружающего мира. Он писал: “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

Таким образом, высказывания великих педагогов, мыслителей, просветителей подводит к мысли о необходимости внесения игровой деятельности в обучение, воспитание, развитие человеческой личности как средства активизации учебно-воспитательного процесса.

Не нарушая научности содержания и логической обоснованности построения урока, игра может быть включена в ход урочных занятий за счет времени, отводимого для фронтального опроса, повторения, закрепления; на игры может быть использовано отчасти время, отведенное на домашние задания, семинарские и практические занятия.

Подойдя к вопросу об использовании игр в учебном прочессе, задумываешься над особенностями педагогических игр.

Наблюдая за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, можно установить общие особенности педагогических игр.

1. Игра активизирует психические процессы деятельности учащихся (ощушение, восприятие,мышление, воображение, память,внимание, волю, речь, моторику)

2. Игра строится на добровольных началах.

3.Игра создает наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей.

4. Во время игры учащися получают глубокое удовлетворение.

Среди особенностей педагогической игры доминирущей является ее способность без всяких ограничений и в новых связях активизировать, совершенствовать различные психические процессы в их взаимо-обусловлении, тем самым игра, несомненно, помагает лучшему восприятию, осмыслению и практическому применению изучаемого материала.

В усвоении различных дисциплин ученик опирается главным образом на специфические функции, которые определяются содержанием отдельного предмета (усвоение математического материала базируется в значительной степени на умственных, логических операциях; восприятие поэзии – на эмоциональных переживаниях; на трудовых занятиях – моторика и т.д.) В игре же создается возможность активизации многих психических процессов. Тут действует и мышление, и воображение, и память. Учащиеся, играя, получают радость и т.д.

Учение – это деятельность обязательная, которая требует систематических занятий. Игра же, используемая на уроке не нарушая научности содержания, полностью сохраняет принцип добровольности.

Конечно, игра не всегда способна сыграть решающую роль в обучении. Возникает вопрос: нужно ли вообще проводить игры? На этот вопрс находится утвердительный ответ. Усвоение нового материала, проводимого в форме игры, становится более понятным, многогранным. Учащиеся получают большой объем интересный информации, формируют свое отношение, позицию к рассматриваемой проблеме, — это во – первых. Во – вторых, по мнению психологов, обучаемые приобретают необходимые знания и умения до 30% , когда они слушают, до 50% — самостоятельной работе в ходе игры, и 90% — при личном участии в практической деятельности. Такой активной формой может служить ролевая игра.

В – третьих, педагоги, подбирая материал для игры, анализируют его, задумываются над тем, как использовать новые идеи в игре.

Педагог не только получает удовольствие от самого процесса игры, но и от будущего результата своей работы. В настоящее время накоплен опыт использования игр в учебном процессе. Передовые педагоги – новаторы активно использует игру как средство повышения эффективности учебно – воспитательной работы.

В современном мире компьютеризации и технической оснощенности эффективность использование игровых форм становится еще более очевидной необходимостью.

ИГРА “ТЕАТР МОДЫ”

Цель: Сформировать знания у учащихся об истории развития костюма; воспитание эстетического вкуса; развитие умений применять знания при выполнении творческих работ.

Содержание игры: Игра рассчитана на работу со всей группой. Ее можно использовать при изучении темы: “История костюма”.

Подготовка к игре: За месяц учащимся дается опережающее задание: проследить историю развития одежды по историческим эпохам. Вся учебная группа делится на творческие лаборатории. Каждая группа выбирает себе определенную историческую эпоху, согласовывает свой выбор с преподавателями. Участники готовят материал о развитии костюма конкретной исторической эпохи, 2 – 3 костюма наиболее полно характеризующие данную историческую эпоху выбирают музыку, составляют комментарии к костюмам, используя литературные произведения, определяют манекенщиц. Во время подготовки проводятся консультации с преподавателями. Творческая работа каждой группы учащихся держится в секрете.

Ход игры: Рабочие столы в кабинете расставляются полукругом. Вступительное слово преподавателя об истории возникновения одежды, ее назначении, функциях, о влиянии исторической эпохи на формирование костюма. Звучит музыка и начинается демонстрация одежды по историческим эпохам, сопровождающаяся комментариями. Пока одна творческая группа представляет коллекцию, остальные выступают в роли зрителей. Оценивается работа каждого участника.

Эту игру можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время.

ИГРА “ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ”

Тема: “Ручная обработка древесины”.

Цель: Обобщить знания, определить умение учащихся использовать полученные знания на практической работе; воспитывать интерес к профессии; развивать эрудицию, смекалку у учащихся.

Содержание: Преподаватель называет тему, цель, форму занятий.

Группа делится на три команды: “гвоздики”, “буравчики”, “топорики”. Учащиеся проходят по “станциям” и выполняют задания. Из числа сильных учащихся выбираются профконсультанты, которые оценивают ответы учащихся и заносят результаты в карту учета.

Жюри возглавляет мастер производственного обучения.

І. Станция “Знания”. Всем учащимся раздаются индивидуальные карточки – задания по обработке древесины. Работа рассчитана на 5 минут. У всех учащихся сигнальные карты: а) ответ готов – зеленый; б) требуется помощь – красный. Профконсультанты по мере необходимости помогают учащимся.

ІІ. Переход на станцию “Счастливый случай”, где определяют инструмент

для древесины (профильной); (калевка).

Отгадав требуемое слово, идут к следующий станции, где все вместе отвечают на вопросы.

ІІІ. Станция “Почемучек”.

1. Почему резец состоит из трех кромок?

2. Почему сила резания вдоль волокон меньше, чем при резании в торец?

3. Почему сосну обрабатывать легче, чем березу?

4. Почему влажную древесину легче обрабатывать ножовкой, чем сухую?

5. Почему при обработке вдоль волокон древесина получается гладкой, а поперек –

шероховатой?

6. Почему рейсмус надо плотно прижимать к материалу?

7. Почему влажность топорища не более 12 % и т.д.

(Все вопросы начинаются со слова “почему”).

І. Станция “Умельцев”. Здесь учащиеся демонстрируют вещи, изготовленные своими руками – это разделочные доски и соединения древесины, которые они изготавливали на уроках производственного обучения и дома. Члены жюри оценивают работы учащихся. На этой станции команды представляют рекламы по своей профессии. Реклама оценивается по 5 – ти бальной системе.

1 – я реклама: Лес – богатство нашей страны!

Каждое деревце ты береги!

2 – я реклама: Рисунок и подпись:

Построить такой дом вы сможете тогда,

когда в совершенстве овладеете

профессией столяр – плотник.

1. От станции “Умельцев” путь команд продолжается до станции “Эрудитов”. Этот путь пролегает через казахский аул “Қайын” и те его преодолеют, которые правильно прочтут и сумеют перевести слова на казахском языке. Балға – топор (молоток). Балта – пила (топор). Ара – пила. Шеге – гвоздь. Қайың – береза.

Разгадав эти слова, они прибывают на станцию “Эрудитов”.

 

І. Станция “Эрудитов” – это увлекательное путешествие в мир пословиц, загадок и поговорок о труде с профессиональной направленностью.

Загадки: Скоро ест, мелко жует,

Сама не ест, другим не дает. (Пила)

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется. (Топор)

Железный нос в землю врос,

Роет, копает, землю разрыхляет. (Лопата)

Пословицы, поговорки:

Терпенье и труд все перетрут.

Землю солнце красить, а человека труд.

Труд человека кормит

Не работа сушит, а забота.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи и др.

После сценки “Эрудитов” учащиеся приближаются к цели.

ІІ. Станция “Смекалистых” дает участникам производственные ситуации.

Производственная ситуация: Речка размыла мост, необходимо его восстановить, чтобы проехать.

Для решения этой проблемы есть материал, но нет балок необходимой длины. Нужно срастить древесину. Учащимся предлагается открыть книгу “Столярно-плотничные работы” и найти ответы на следующие задания:

а. Выбрать необходимые соединения по длине.

б. Сращивание брусков.

Обосновать, выбранный способ соединения и сращивания.

ІІІ. Станция “Профессиональная”.

На этой станции выполняют следующее задание: произвести разметку бруска по прилагаемой схеме.

Цель: выявить умение пользоваться контрольно – измерительным инструментом, произвести разметку и читать чертежи.

Финиш: По карте учета подсчитываются результаты, объявляются победители, которые награждаются призами.

 

 

 

Литература:

 

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди . Люди, которые играют в игры. Лениздат, 1992.

2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Издательство Академии педагогических наук, М. 1957

3. Григорьев В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков. Автограф, М., 1984.

4. Подласый. И.П. Педагогика. М.: Педагогика. 2001.

5. Щукина. Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М:, Просвещение, 1984.

6. Горький А.М. О молодежи и детях. Изд. ЦК ВЛКСМ. Молодая гвардия, 1936.

7. Казахские игры. Методические рекомендации. Алма – Ата, 1970.

8. Нуртазина Р.Б. Занимательная грамматика. Алма –Ата,1970.

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.