Жаңа сабақтар

«Золотой человек-символ Независимого Казахстана »

Восточно-Казахстанская область, Город Алтай

КГУ «Средняя школа № 8 города Алтай»

Ученик 6- Д класса Пономарев Владимир

Руководитель:

Учитель казахского языка языка и литературы:

Кабылбаева Гаухар Сеитжановна

Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, нужно, чтобы мир узнал нас по культурным достижениям.

Н. Назарбаев

На уроках истории в пятом классе мы изучали эпоху раннего железа. Учитель рассказывала нам о сакских племенах, «зверином стиле», артефактах Иссыкского кургана. Одним из артефактов является сенсационная находка «Золотого человека». Именно этой уникальной находке посвящен один из пунктов статьи Н. А. Назарбаева «Семь граней Великой Степи», которую мы изучали на классных часах.

Меня очень заинтересовала эта удивительная находка казахстанских учёных-археологов, вошедшая в историю государства. Воин, облаченный в золотой костюм с алыми вставками и высокий конусообразный шлем, стал государственным символом страны.«Казахстанский Тутанхамон», как его именуют в кругах учёных- искусствоведов, очень популярен: запечатлен на деньгах, реконструирован в музейных экспозициях, упоминается в школьных учебниках, сувенирах и на магазинных вывесках. Несмотря на всю популярность,«Алтын адам» хранит много нераскрытых тайн, но всё расскажу по порядку.

Изучая историю находки с помощью печатных изданий, статей, интернет ресурсов, меня удивило, что история сенсационного открытия начинается с 1963 года, тогда 7 июля в Иссыке произошла страшная трагедия- сильнейший сель. Мощный поток грязи, смешанный с камнями, смывал все вокруг. Из-за стихийного бедствия погибло много людей, разрушились дома, а древний водоем утратил свой прекрасный вид, некогда бывшим самым живописным местом Заилийского Алатау. Реконструкция пострадавших строений и восстановление озера началась позже, в ходе работ и произошло археологическое открытие.

Я узнал, что в 1969 году, перед тем как сравнять с землей курганы Иссыкских гробниц, в Иссык была направлена историко-археологическая экспедиция. Знаменитый археолог К. Акишев возглавил работы на левом берегу водоема Иссык, где базировалось более пятидесяти сакских курганов. Младший научный сотрудник института истории, археологии и этнографии при Академии наук КазССР Бекмуханбет Нурмуханбетов был начальником Иссыкского археологического отряда и непосредственно наблюдал за раскопками. Учёным удалось в течение двух сезонов изучить несколько усыпальниц, но ничего удивительно обнаружено не было, так как многие курганы были уже разграблены. На этапе завершения работ не иначе как какое-то внутреннее чутье учёного подсказало ему попросить бульдозериста еще раз пройти ковшом по основанию кургана. Неожиданно в 15 метрах к юго-востоку от центрального захоронения под ковшом была замечена коричневая полоска. Археологи оживились, начали расчищать это место и откопали несколько бревен. Радости исследователейне было предела, когда они осознали, что это бревна перекрытия нетронутой погребальной ямы, расположенной сбоку от центра кургана, на глубине не более 1,2 метра от древнего уровня земли.

В южной и западной частях камеры ученые раскопали глиняную посуду. К востоку от нее показался череп погребенного. Он был поврежден упавшим в могилу срубом. Затем из земли показались первые золотые бляшки. Чем дальше шли работы по расчистке могилы, тем более удивительное зрелище представало перед археологами. Останки погребенного человека были буквально усыпаны золотыми бляхами и украшениями. Золотые пластины, некогда украшавшие головной убор, лежали выше черепа. На шейных позвонках была обнаружена золотая гривна.

Оказывается, всего в захоронении обнаружили более 4000 пластин и блях из чистого золота. Также среди сокровищ лежала шкатулка с зеркальцем, частицами охры, украшениями, оружием и сосудами. Особую ценность представляла серебряная чаша с надписью на неизвестном древнем языке.

К.А. Акишев пишет: «Комплекс находок в кургане Иссык дал дополнительные материалы, проливающие свет на уровень социальной истории саков Семиречья. Можно утверждать, что пышность и богатство золотой одежды иссыкского сака были рассчитаны не на один только внешний эффект — смысл этого богатства гораздо глубже, его надо рассматривать в плане социально-политическом. Главное назначение одежды было в возвеличивании личности вождя, возведении его в ранг солнцеподобного божества… По-видимому, сакское общество Семиречья стояло на более высокой ступени социальной организации, чем нам представлялось до раскопок иссыкского кургана…»

И этот вывод исследователя, кроме того, подтверждается находкой, столь же пока загадочной, сколь и ошеломляющей: на одной из серебряных чаш, стоящих возле останков «золотого воина», археологи обнаружили нацарапанные знаки — следы письменности! Следы самой древней письменности вообще на территории Средней Азии!

Рассматривая фотографии находок, меня поразил своей красотой необычный головной убор «Золотого человека». Его украшает сложная композиция из бляшек с изображением животных, растительных мотивов и геометрических фигур. Бляшки животных изображены в неестественной позе, в природе перекрученное туловище животного, ни бегущий галопом олень не могут оказаться в таком положении. Возможно, в искусстве кочевников так изображалось жертвенное животное, а его поза — это условная композиционная схема, закрепленная традицией. Интересно, что искусство «звериного стиля» являлось как бы зеркалом, отображающим взаимоотношения людей с окружающей их природой, восприятие человеком действительности как вечного поединка добра и зла, жизни и смерти. «Золотой человек» стал олицетворением связи времен, мужества защитников земли, на которой жили предки сегодняшних казахов — саки, гунны, уйсуни, кипчаки.

Таким образом, можно сказать, что сенсационная находка в полной мере отражает историю, быт, культурусакского народа, кочевавшего на землях Семиречья.«Алтын адам» и изготовленные из золота предметы обихода, украшения определяют, что предки казахского народа были очень искусными, сильными, настоящими, храбрыми воинами и имели благородное происхождение. Изученные артефакты, датируемые периодом с каменного до железного века, показывают, что обитавшие здесь древние люди делали значимые шаги, направленные к цивилизации.

Я горжусь тем, что именно «Золотой человек» на крылатом барсе стал национальным символом моей Родины, Республики Казахстан, так как он представляет историческое культурное наследие народов Великой степи, отражает высочайшие достижения Степной цивилизации. «Казахстанский Тутанхамон» открыл много тайн эпохи железа, оставил большой след в мировой науке, сформировал новый взгляд на корни всего тюркского народа. Именно об этом говорится в статье Первого Президента Республики Казахстан «Семь граней Великой степи»: «Убеждён, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей,великое будущее. Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее-вот залог успеха нашей страны»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.